«Новая сказка о Красной шапочке»: итоговое подгрупповое логопедическое занятие
(автоматизация звука Р, Р)
Цель:
· закрепить образование относительных прилагательных, умение согласовывать существительные с числительными, употребление Т. п. существительных, подбирать слова-антонимы: умение делить слова на слоги;
· составлять предложения;
· закрепить произношение звуков Р, р изолированно, в слогах, словах, предложениях, различать твердые и мягкие звуки Р, р;
· определять позицию заданного звука в слове, находить образ буквы «Р» среди других ;
Коррекционно- развивающее:
· развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
· развивать умение соотносить получение знаний с изображением на картинке; развивать логическое мышление;
· фонетическое восприятие, зрительное восприятие, произвольную память;
Коррекционно-воспитательные:
· воспитывать интерес к художественной литературе посредством сказок, любознательность, наблюдательность, положительные эмоции, желание помогать другим, бережное отношение к природе, умение анализировать свою работу.
Оборудование:
диск с музыкальными записями («Утро» Грига, «Звуки леса»); картинки с артикуляционным упражнением, картинки к лексико-грамматическим играм; силуэты героев сказки; контуры и картинки с изображением фруктов; тренажеры («Мельница», «Сплети венок»); схема слов, домик из картона, «замок», «ключик» - буквы; «пруд», «рыбки»; сюжетные картинки « Что нельзя делать в лесу?»
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы совершим путешествие в страну Сказок. Страна Сказок – это удивительная волшебная страна. Кто побывает в ней, тот останется самым добрым и чутким, умным и внимательным.
- Отгадайте, какую я вам сегодня сказку расскажу: Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. Подскажите имя ее. (Красная шапочка).
- Верно, сегодня я расскажу вам новую сказку о Красной Шапочке. Жила маленькая девочка вместе с мамой в домике у леса. Бабушка подарила девочке красную шапочку, девочка носила ее, не снимая. И все ее стали называть Красной Шапочкой.
Красная Шапочка: Здравствуйте дети, я к вам пришла посмотреть и с вами попутешествовать в стране сказок.
Артикуляционная гимнастика. (Звучит «Утро» Грига)
- Однажды проснулась Красная Шапочка, открыла окошко (Упражнение «Окошко»), на небе солнышко улыбается (Упражнение «Улыбка»). А на кухне мама уже тесто месит, раскатывает (Упражнение «Тесто»). Тесто мнем, мнем, мнем, тесто жмем, жмем, жмем, пирожки печем (Упражнение «Пирожки»). Пирожки мама спекла с разной начинкой. С вкусным вареньем (Упражнение «Вкусное варенье»). Ой, я вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму и остатки оближу
Загадки и отгадки.
- Отгадайте, с чем мама пекла пирожки.
· Подкапай немножко, под кустом……(картошка)
· На ощупь – гладкая, на вкус, как сахар, сладкая. (морковь)
· Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (капуста)
- С чем мама пекла пирожки?
(Показ картин на которые дети отвечают : С грибами, картошкой, морковью и капустой. )
В коком из этих слов нет звука Р? (Ответ детей)
Произношение звуков Р,р изолированно, в слогах.
- Напекла мама пирожков и попросила девочку отнести их бабушке. Взяла Красная Шапочка корзинку с пирожками и пошла. Во дворе к ней подбежал щенок и начал приветливо рычать: «Р-р-р», а потом радостно: «Ра-ра-ра», удивительно «Ро-ро-ро», грустно «Ру-ру-ру», сердито «Ры-ры-ры», ласково «Ря-ря-ря». Погладила Красная Шапочка щенка и пошла по дорожке, ведущей к лесу.
«Сплети венок». (Звучит музыка «Звуки леса»)
- Зашла Красная Шапочка в лес, а навстречу ей Серый Волк: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?». – «Я иду навестить бабушку». –«А где живет твоя бабушка?».
–«За тем лесом, в крайнем домике». –«А почему бы тебе не собрать для бабушке цветов ». –«Я с радостью». – И принялась собирать цветы. А волк бросился бежать по тропинке прямо к бабушкиному домику. Собрала Красная Шапочка, а потом решила сплести из них венок. Давайте ей поможем. (Дети продевают шнурок в петельки между цветами). Из каких цветов плела Красная Шапочка венок? (Из ромашек). Давайте посчитаем, сколько цветов она собрала (Дети считают количество ромашек).
«Сказочный лес»
- Дети, давайте закроем глаза и скажем волшебные слова для того чтобы попасть в «Сказочный лес».
«Раз, два, три, четыре, пять
В лес пришла мы погулять!»
Смотрите ребята какой чудесный лес. За окном зима, но с в Сказочном лесу деревья шелестят листочками. Давайте покажем как шуршат листочки (дети покачивают руками вверх). Но вот подул ветер и наши листочки оторвались от веток и полетели (бег по кругу, закружились в хороводе(кружатся на месте, и плавно опускаются на землю (приседают). Вы заметили, листочки разные по цвету, это нам загадывает свои загадки «Сказочный лес».
- Как вы думаете какой цвета мы возьмем для Красной Шапочки? (красный). Почему? (ответы детей). А какая наша Красная Шапочка? (ответы детей).
- Какого цвета листочек мы возьмем для волка?(серый).
Почему? (ответы детей).
- А какого цвета будет листочек у бабушке? (розовый).
Почему? (ответы детей).
- А у мамы? (зеленый).
Почему? (ответы детей).
- Молодцы ребята, давайте спросим у леса понравилось ли ему сказка. Лес говорит, что очень понравилось. Особенно как отвечали дети. Нам уже пора возвращаться, давайте поблагодарим Сказочный лес.
« Спасибо лес, чудесный лес
Полон сказок и чудес!»
- А теперь «Крепко за руки возьмемся
Дружно встанем в хоровод
Глазки мы скорей закроем
Нас в садик ветер принесет»
- Ну вот мы с вами снова в садике, но сказка продолжается.
Дыхательная гимнастика.
- Давайте вспомним, что по дороге к лесу, на пригорке стояла мельница, ветер с силой вращал ее вертушки. (Дети дуют на вертушки). На пригорке мельница вертится и кружится. Раз, два, три, четыре - завертелись, закружились.
Физминутка . массаж лица и шеи.
РА-ра-ра- вот яблонька наша (движении руками вверх-вниз по шее)
Ри-ри-ри- яблочки на ней хороши (движение руками в стороны от середины лба)
Ре-ре-ре- угощайтесь все (движение руками по кругу от крыльев носа к подбородку)
Ру-ру-ру- яблоко румяное укушу. (движение руками от кончика носа к подбородку)
Игра «Противоположные слова».
1. Березка тонкая, а дуб ….(Толстый).
2. Елка высокая, а куст ….(Низкий).
3. Птицы летают высоко, а насекомые….(Низко).
4. Ручей мелкий, а река….(Глубокая).
5. Дорога широкая, а тропинка….(Узкая).
6. У зайца хвост коротки, а лисы….(Длинный)
7. Весна уходит, а лето….(Приходит).
Игра «Муравейник»
- Под деревьями Красная Шапочка заметила муравейник, кто-то разорил его, и муравьи строили все заново. Красная Шапочка решила им помочь. Давайте мы им тоже поможем: на нижний ярус выместим слова из 3-х слогов, на средний – из 2-х , а на верхний – из 1-го.
(Дети подбирают картинке к схемам)
- В каком слове звук (Р) в начале слова, а в каком в середине и в конце?
- В каких словах звук (Р) звучит звонка, а в каких мягко?
(Ответы детей)
- Ребята, можно ли разорять муравейники? (Нет) Почему? (Ответы детей)
Что еще нельзя делать в лесу?
(Дети составляют предложения по сюжетным картинкам)
Игра «Игра найди букву».
- Пока Красная Шапочка гуляла по лесу, Волк прибежал к домику бабушке, но дверь открыть не смог, потому что не знал букв, так и ушел, ни с чем. Вскоре Красная Шапочка подошла к дому бабушки, постучалась и сказала: «Эта я, Красная Шапочка, принесла пирожки». Бабушка ответила : «А ты, внученька, найди ключик, похожий на букву (Р), и открой дверь ».
- Давайте поможем Красной Шапочке. (Дети ищут ключ похожий на букву «Р»)
Рефлексия «Рыбки в пруду»
- Обрадовалась бабушка и Красная Шапочка, что встретились. И они с внучкой сели пить чай с пирожками. После этого Красная Шапочка решила посмотреть на рыбок, которые жили возле бабушкиного дома. Выберите красную рыбку, если у вас сегодня на занятиях все получилось, а зеленую если ничего. (Дети выбирают рыбку и помещают их в пруд)
Итог занятия.
Кому мы сегодня помогали? (Ответы детей)
Понравилось ли вам?( Ответы детей)