"Ақмола облысы білім басқармасының Шортанды ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Жолымбет кентінің "Ботакөз" бөбекжайы" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорыны
Государственное коммунальное казенное предприятие "Ясли-сад "Ботакөз" поселка Жолымбет при отделе образования по Шортандинскому району управления образования Акмолинской области"

Біздің жетістіктеріміз


СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Семинар-тренинг для воспитателей на тему: «Синдром профессионального выгорания»

30.11.2018

Цель: определить симптомы и причины эмоционального сгорания педагога и возможность предотвращения или снятия эмоционального напряжения. Освоить некоторые оперативные методы снятия эмоционального напряжения.

Материалы:

бумага (формат А-4), маркеры, ручки, мяч, бланки теста «Как вы относитесь к себе?», памятка «Психологическая диета».

Участники:

воспитатели  ДОУ. Количество участников: 10-12 человек.

Время работы45-60 минут.

Ход семинара-тренинга:

Добрый день, уважаемые коллеги! Наша встреча сегодня посвящена синдрому профессионального выгорания.

Мы попытаемся понять, что же такое «синдром профессионального выгорания» и как мы можем себе помочь, если таковой обнаружиться у нас с вами.

Но для начала предлагаю небольшую игру- разминку. Предлагаю каждому назвать свое имя и прилагательное, которое начинается на первую букву вашего имени и может вас характеризовать, например, Лариса-лояльная, Дмитрий-добрый.

Введение в понятие СПВ.

С давних пор профессия педагога относится к особо почитаемым и престижным, потому что воспитывать и учить детей- дело достойное и необходимое. Но работа педагога подчас сопряжена с противоречивыми мыслями и чувствами: не только гордостью за свою профессию, но и горечью и сомнениями в собственной компетентности, не только радостью от удачно проведенного занятия, но и отчаянием от невозможности решить возникшую проблему. Непосильная физическая нагрузка (большое количество занятий, написание планов, аттестационные мероприятия), необходимость постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с огромным количеством людей- все это осложняет жизнь педагога. Именно поэтому мы с вами сегодня собрались здесь.

Упражнение «Незаконченное предложение»

«В последнее время на работе меня радовало:»

«В последнее время на работе меня огорчало:»

Профессия педагога требует хорошего физического самочувствия и выносливости нервной системы. Работа по четко установленному плану, бережное отношение к каждому воспитаннику, к каждой минуте рабочего времени напоминают конвеерный ритм жизни, постоянное пребывание на людях, отсутствие уединения мешают расслаблению и способствуют накоплению усталости.

Мини-лекция «Представление о профессиональном выгорании»

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Стадии СПВ

Первая стадия:

Начинается приглушение эмоций: специалист как бы не замечает вроде все пока нормально, но скучно и пусто на душе, исчезают положительные эмоции. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая

стадия:

         Возникают недоразумения

с воспитанниками, коллегами. Неприязнь начинает постепенно проявляться в

присутствии коллег или воспитанников, вначале это с трудом сдерживаемая

антипатия, а затем и вспышки раздражения.

Третья стадия:

         Притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

Три аспекта профессионального выгорания:

Снижение самооценки. Как следствие такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию.

Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами.

Эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости.

         Самочувствие педагога может быть тем лучше, чем больше времени он ежедневно выделяет для восстановления жизненных сил: физических, нервно-психических, духовных.

Упражнение «Памятка коллеге»

         Участники разбиваются на пары. Каждая пара  составляет небольшую памятку своим коллегам, которые не присутствуют в их паре. Памятка показывает так: «Что делать, если вы заметили у себя первые признаки профессионального выгорания». И содержит 5-6 пунктов. Участники могут использовать свой личный опыт, которым они еще не делились в процессе тренинга, а также приобретенные знания, которые они считают наиболее полезными. Получив памятку пара, знакомится с ее содержанием и галочкой помечает самую полезную из них рекомендацию, затем передает памятку дальше. Таким образом, каждая памятка обходит весь круг участников и возвращается к авторам, которые выделяют свою самую ценную по рейтингу рекомендацию и сообщают ее группе.

Упражнение «Выбор»

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент- повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1.     Относите бракованный пончик назад в булочную  и требуете взамен новый.

2.     Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.

3.     Съедаете что-то другое.

4.     Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Комментарий психолога

         Если вы выбрали первый вариант, то вы- человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы- то не позволите застать себя врасплох.

         Если вы выбрали второй вариант, то вы –мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь  в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

         Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

         Если вы выбрали четвертый вариант то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Упражнение «Источник»

         Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» психолог спокойно и четко проговаривает текст: «Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь  пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает на лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. ……

Наконец, представьте, что выи есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.» По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.

Просмотров: 366


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст